Претензия банку — это документ, который пользователь банковских услуг, чьи законные права и интересы были нарушены действиями финансовой компании, может предъявить кредитной организации. В рамках данного текста мы рассказываем о наиболее распространенных причинах подачи претензии в банк. Объясняется, как подготовить официальную документацию и подать ее на рассмотрение.
Важно! Данный документ доступен для скачивания на сайте КонсультантПлюс.
Споры с банками
Банковскими услугами в том или ином виде пользуются все граждане без исключения. Это может быть дебетовая карта, кредитный заем, сберегательный счет, вклад или что-то еще. Сами кредитные организации действуют на основании специальных нормативных актов, которые устанавливают определенные правила работы. В частности, речь идет о следующих документах.
Согласно этому закону, кредитные организации предоставляют гражданам финансовые услуги. Это означает, что они должны соблюдать положения закона о потребителях. Таким образом, в случае нарушения прав клиента и отказа от добровольного возврата средств банки несут серьезную ответственность перед потребителями и законом в целом. Это может привести к применению административных санкций или к посредственным выплатам клиенту.
Претензия или жалоба
Необходимо понимать, чем судебный процесс отличается от жалобы, ведь, казалось бы, это совершенно идентичные официальные документы. Если разобраться глубже, становится ясно, что между ними не так уж много общего.
Во-первых, жалобы подаются не в сам банк, а в вышестоящий надзорный орган. Это может быть Центральный банк, Роспотребнадзор или прокуратура. Таким образом, клиент уже вовлечен в государственный процесс госслужащих.
Во-вторых, в жалобе содержится только одна просьба разобраться в вопросе, что не поможет клиенту банка восстановить свои права. Если у банка, скорее всего, заблокированы счета или несанкционированно перечислены средства, это может быть расценено как убытки или неосновательное обогащение.
О том, как правильно жаловаться в кредитные организации, мы уже рассказывали в другой статье, опубликованной на нашем сайте.
Основания для претензии
Благодаря тому, что банки предлагают финансовые услуги разного характера, на самом деле можно выделить множество наиболее популярных нарушений прав граждан. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Первое — это навязывание дополнительных услуг и их несанкционированное подключение. Потребительский и Гражданский кодексы РФ запрещают навязывать услуги, то есть ограничивать предоставление услуг до тех пор, пока не будут подключены другие. Это, пожалуй, самое распространенное нарушение прав банковских клиентов. Когда вы приходите в отделение кредитной организации, вам могут предложить целый ряд услуг, начиная от SMS-рассылки и заканчивая электронным кинотеатром. Более того, особо умные сотрудники могут отказать в основных банковских услугах до тех пор, пока они не подключатся на условиях онлайн-кинотеатра. Здесь претензия заключается в отключении ненужных услуг.
Второе — это изъятие денежных средств. Изъять средства без ведома владельца счета может только судебный пристав-исполнитель и сам банк. Поэтому кредитная организация имеет право снять средства на основании исполнительного документа (исполнительного листа или решения суда), полученного от заявителя. Если вы убеждены, что оснований для снятия средств со счета нет, но деньги куда-то делись, можете смело подавать заявление и требовать возврата с процентами за каждый потраченный день.
Третье — одностороннее изменение условий кредитного договора. Это может быть увеличение процентной ставки или размера ежемесячных выплат. Все эти моменты должны быть обсуждены с клиентом банка. Мы не можем сделать это без его ведома и согласия.
Инструкция по составлению претензии
Прежде всего, обращаясь к требованию, мы обращаем внимание на ее голову. В правом верхнем углу бумажного листа напишите полное название учреждения, с которым у вас заключен договор на оказание банковских услуг, ФИО и должность руководителя местного отделения, а также юридический адрес офиса. Также здесь вы оставляете имя клиента банка, который подает заявление на получение паспорта, порядковый, номер и место его проживания.
Следующий шаг — отметить, что вы являетесь клиентом банка, что у вас есть счет в нем, что у вас есть кредит, ипотека, страховка и т. д. Вам нужно будет сослаться на все договоры, заключенные с кредитной организацией, а также указать дату назначения пенсии и уникальный регистрационный номер.
В приведенном ниже документе агентство каким-то образом нарушило ваши права как клиента банка. Определите, какие нарушения были допущены в отношении вас, и объясните, как мы их характеризуем. Если речь идет о взимании денег, то вы должны четко указать их размер. Также стоит отметить имена сотрудников отделения банка, с которыми вы общались в офисе.
В конце работы с документами обратитесь к представителю банка и потребуйте прекратить незаконную деятельность или вернуть деньги. Если в течение 30 дней с вами никто не свяжется или вы получите отказ, можно смело обращаться в суд общей юрисдикции. Этот процесс может занять несколько месяцев, но результата можно добиться.
